Как правильно говорить со своим ребенком?

Насколько уместно слово для маленького ребенка, который практически с рождения слышит речь взрослых, работающий телевизор, радио и насыщается разнообразными речевыми штампами? Специалисты составляют массу рекомендаций, методик, о том, как правильно говорить с ребенком, чтобы развить у него правильную культурную речь. Но есть мнение, что у детей может происходить перенасыщение слышимой речью, да так что они перестают реагировать на обращенную к ним речь. Выражается это в невнимательном отношении к человеку, который обращается к ним с вопросом и в общем нежелании пользоваться словами. Случаются даже совсем крайние случаи такого «невнимания», когда ребенку требуется помощь психотерапевта. Иногда проблема выглядит по – другому: ребенок разговаривает очень много, но не обращаясь к кому – либо, мало реагирует на обращенную к нему речь и, таким образом, может оказаться вне контакта.

как правильно говорить с ребенком

Чаще всего таким детям, как это может ни показаться странным, много читали, развивали их представления об окружающем мире, да и сами ребята хорошо владеют словом, только вот слова эти теряют жизненное значение.

Всегда ли хороша для дошкольника речевая активность взрослого? Ведь мы знаем, что шестилетки достаточно активны и разговорчивы. В этом случае нужно быть предельно осторожным, пытаясь рассказать ребенку как можно больше и дать ему много информации, необходимо вступать с ним в диалог, чтобы общение не велось в одностороннем порядке.

Вот, для примера. Активная мама, развивая малыша и его представления об окружающем мире, нагружает его бесконечными комментариями всего происходящего, абсолютно не вступая с ним в диалог. В течение всей прогулки ребенок слышит: « а вот знаешь… это важно…», а потом, придя домой «мой руки, вытирай…» и это происходит ежедневно. Это может быть очень опасным для ребенка, который привыкнет к потоку слов и перестанет обращать внимание на них. Произойдет отрыв от реального взаимодействия, слова утратят информационную ценность.

Замечено, что у слишком разговорчивых родителей, дети тоже любители бесконечно разговаривать, при этом слова у них преобладают над действиями, что может являться своеобразным тормозом при выполнении заданий. Например, складывая конструктор или собирая узор мозаики, ребенок больше говорит, чем делает.

Хотя, общая картина речевого развития такого ребенка и выглядит безупречно, он может столкнуться с некоторыми трудностями. Овладев взрослой речью, он умеет аргументировать, выражать свои мысли сложно и очень быстро привыкает к тому, что можно ограничиваться только словами. На примере это выглядит так. Взрослый просит выполнить его просьбу, ребенок отказывается, аргументируя свой отказ, взрослый опять повторят просьбу, а дальше идет череда препирательств без логического завершения. Частые обращения ребенок перестает воспринимать, они превращаются для него не более чем в звук. Но взрослые продолжают «сотрясать воздух», несмотря на то, что видят бесполезность своих обращений.

Есть и другие крайности, когда в семье не любят много говорить. Вечернее общение родителей, ограничивается парой ничего незначащих фраз, а ребенок, запоминая речевую культуру своей семьи, постепенно приспосабливается под этот стиль поведения, также ограничивая речевую деятельность. Привыкнув молчать, такие дети потом очень теряются от неожиданно поставленных им вопросов, как будто их застают врасплох. Не имея практики аргументированного объяснения, они отвечают односложными фразами, избегая собеседника и стараясь как можно быстрее закончить диалог. Со сверстниками также не все хорошо: для того чтобы уметь отстоять свои позиции, ответить, защитить себя словом, необходимо этим словом владеть. Поэтому дети, не владеющие культурой аргументированной речи, часто в ход пускают кулаки и слывут драчунами. Процесс обучения для таких детей становится тоже необычайно сложным, ведь приходится постоянно отвечать на поставленные вопросы, вести диалог с учителем, одноклассниками.

Вот и получается, что развивая речь ребенка, необходимо развивать и культуру речевого общения, учить малыша рассказывать о прогулке, о том, что его интересует, делится своими переживаниями. Но на помощь приходит не только речь, ведь доверительное поглаживание по голове, взгляд, жесты, тоже о многом говорят. Например, уставшая мать, призывая в который раз собрать ребенка игрушки, тяжело вздохнет и укоризненно глянет на малыша, а он в свою очередь почувствует через ее взгляд, что она очень устала, и примется наводить порядок в комнате. Не слова в этом случае стали решающим фактом, а именно выражение эмоционального состояния.

С самого раннего детства культуру общения необходимо прививать ребенку, чтобы ему было легче потом адаптироваться в коллективах, вести свободные и правильно аргументированные диалоги. Здесь никакие крайности неприемлемы, будь то длительное молчание или бесконечная говорливость. Не стоит перебивать ребенка во время игры своим вопросом, возможно, он вас не услышит, и учите его в свою очередь не перебивать другую речь. Безусловно, в семье также необходимо соблюдать такие правила.

Старайтесь найти момент, чтобы быть понятым и услышанным вашим ребенком, избегайте формальностей. Посадите его рядом с собой, загляните в глаза и начинайте беседу, которая обязательно удовлетворит и вас, и малыша своей доверительностью. Именно при таких отношениях, наши дети начинают понимать нас с полуслова.