Заикание. Советы родителям и воспитателям по работе с детьми.

Нарушение плавности речи, темпа и ритма, называется заиканием. Заикающийся человек вынужден совершать остановки, повторяя звуки или даже целые слоги. Дети от двух до пяти лет наиболее подвержены заиканию, поэтому очень важно не пропустить начало заболевания.

Вас должны насторожить такие признаки:

  • частое повторение первых слогов слов или первых слов предложения;

  • употребление лишних звуков а, и

– перед некоторыми отдельными словами;

  • затрудненное начало разговора;

  • вынужденное совершение остановок в середине фраз, слов;

заикание

Заикание может возникнуть на фоне ослабления центральной нервной системы, после перенесенных простудных, инфекционных заболеваний, если они протекали с осложнениями. Изменение жизненных обстоятельств, вынужденный переезд, развод родителей, влияет на эмоциональное состояние ребенка, что сказывается на качестве его речи. Психическая травма, испуг, грубое отношение старших – все это также может стать причиной внезапного появления заикания.

Случается, что дети рано начавшие говорить излишне нагружаются взрослыми, их просят постоянно декламировать стихи, что-то рассказывать и утомленная нервная система дает сбой в виде внезапного заикания.

Часто дети, которые поздно начали говорить, имеют речь медленную, которая может насторожить. Ребенок, раздумывая над каждым словом, начинает употреблять лишние звуки. Стоит сказать, что заикание может возникнуть и у детей с замедленной моторной функцией. Такие дети неловки, медлительны, плохо себя обслуживают, слабо развита мелкая моторика рук.

Воспитатели детских учреждений, владея информацией о первых признаках заикания, смогут уделить больше внимания таким детям, вовремя отреагировав и оказав помощь на занятиях. Возможно, это будут занятия по развитию речи, музыкальные занятия, физкультура. Ведь намного легче предупредить развитие заболевания, чем потом с ним бороться. Родители таких детей должны быть проинформированы о том, что у ребенка, возможно, появились признаки заболевания, если они сами этого не заметили.

Такие дети нуждаются в индивидуальном подходе, в правильном речевом режиме и спокойной обстановке в семье, коллективе.

Родителям дают несколько рекомендаций:

  • нельзя читать много книг, которые ребенку не соответствуют по возрасту, чтоб не нагружать информацией;

  • не читать разные страшилки, отменить все Бабаев, Кощеев и прочих;

  • помните, что телевизионные программы слишком выматывают нервную систему, часто ребенок просматривает то, что не соответствует его возрастному пониманию;

  • таких детей не стоит слишком баловать, так как любой отказ в их желании может вызвать нервное напряжение, которое негативным образом отразиться на речи ребенка; требования должны быть одинаковыми, равномерными, соответствовать возрасту ребенка;

  • перегруженный ребенок различной информацией, избытком новых впечатлений, может опять начать заикаться, даже если проблема было преодолена. Поэтому соблюдение режима и правильное воспитание, должны стать верными спутниками малыша;

  • совсем плохим вариантом есть наказание ребенка, в виде запирания одного в темной комнате – это ослабит и без того неуравновешенного малыша. Лучше посадить его на стул, лишить участия в игре, пусть успокоится и осознает проступок.

Воспитателям такого ребенка нужно постоянно поддерживать связь с его родителями, выяснить изначальную причину такого недуга и постараться ее устранить. Уделить такому малышу максимум возможного внимания, наладить с ним контакт не делая внимания на его болезни, следить за тем, чтоб другие дети не дразнили его.

Говорить с заикающимся ребенком необходимо четко, не торопясь. Хорошо бы сблизить его с ребенком, который имеет хорошую, качественную речь. В игры, которые требуют речевого участия, привлекать детей с заиканием не рекомендуется. А вот хороводные игры пойдут только на пользу, в которых участники говорят дружно, хором.

Первыми на занятиях таких детей лучше не опрашивать, пусть ответит после того, как перед ним дал хороший ответ ученик. Если ребенок начал заикаться во время ответа, следует помочь произнести трудное слово, либо перенаправить ответ, не давая говорить с запинками и остановками.

Развитие речевого дыхания, ритма, очень важно для детей с признаками заикания. Такие упражнения научат справляться с трудностями остановок речи и запинками. Музыкальные занятия, занятия по пению, также станут верными помощниками. Во время общих праздничных мероприятий не стоит лишать ребенка радости выступления, пусть поет песни вместе с остальными ребятами, чтобы не акцентировать внимание на временном недостатке.

Дети с признаками заикания должны постоянно находиться под контролем специалистов: логопеда и психоневролога.