Что нужно знать родителям дошкольника?
Такой важный этап в жизни будущего ученика как подготовка к школе, не должен остаться незамеченным родителями. Как узнать, готов ли ребенок именно в этом году приступить к обучению или придется год подождать, чтобы избежать возможных трудностей? Ведь переход на новую социальную ступень сложен и ответственен.
Ребенок, идущий в школу должен иметь хороший уровень познавательной деятельности, содержательную и связную речь. Часть детей до школы имеет трудности речевого произношения и слуховой дифференцировки фонем. Такие дети с трудом различают близкие по звучанию фонемы, у них затруднен звуковой анализ и синтез. Все перечисленные трудности приводят к сниженным возможностям по освоению навыков письма и чтения.
То, как ребенок владеет умением определять звуковой состав слова, в обыденной жизни выяснить непросто - это определит первый год обучения. Анализ выполненных работ учеников, которые успевали хуже других, показал ряд специфических ошибок во время письменных заданий.
Чаще всего встречались фонетические ошибки, выраженные в замене и смешении букв. Например, распространёнными ошибками были замены свистящих и шипящих, сонорных звуков, звонких и глухих. Предложение «Лариса идет в магазин», было написано как «Лалиса идет в магазин».
Ошибки, связанные с перестановкой слогов, букв. Они встречаются на стыке согласных, в труднопроизносимых словах. Велосипед – осипед. Коршун – крошун.
Трудности обучения напрямую связаны с уровнем развития речи, об этом пишут многие авторы логопеды. Например, А.И. Спирова в своей работе, приводит данные о том, что ученики с нарушениями фонетико – фонематического характера совершают ошибки в 2- 5 раз чаще, чем школьники с нормальной речью. Ошибки, связанные с пропуском слогов встречаются в 4 раза чаще, на пропуски букв – в 2 раза.
Наряду с письменными ошибками, дети с нарушениями фонетико – фонематического характера, имеют трудности в овладении чтением. Они часто допускают замены букв, слогов, пропускают гласные, даже при внешнем неплохом уровне чтения. Такие трудности, часто приводят к тому, что дети становятся хронически неуспевающими.
Вот поэтому необходимо пользоваться принципами предупредительного подхода к дошкольникам. Исправлять речевые дефекты очень важно до того времени, как ребенок начнет посещать в школу. Для этого нужно приложить все силы на совершенствование и формирование правильной речи, развивать память, внимание, мыслительную деятельность