Как ребенок может способствовать речевому развитию сверстника?
Может ли ребенок, научить разговаривать другого, когда сам научился говорить сравнительно недавно? Да, может вполне. Проведенный сравнительный анализ речи ребенка обращенной к сверстнику, показал, что речь была качественная, понятная, связная и лексически богатая. Что это может означать? Возможно, что ребенок, по каким – то причинам старается быть услышанным, поэтому строит свою речь более четче, чем в разговоре с взрослыми.
Ведь именно общаясь со своими сверстниками, дети начинают употреблять личные местоимения (мы, они), прилагательные, передающие эмоции (красивый, вредный), наречия образа действия (плохо, здорово, сильно). Общаясь с ровесниками, дети много употребляют различных глагольных форм, сослагательных и повелительных наклонений. Речь в процессе общения становится более совершенной, появляются сложные конструкции предложений, употребляются сложные речевые обороты. Такие сложные союзы как «потому что», «чтобы», также обязаны своему появлению общению со сверстниками. Почему же дети используют более качественную речь при общении с равными себе? В чем причина?
Оказывается, что дети очень невнимательны по отношению к друг другу. Чтобы быть услышанным своим ровесником, требуется приложить много усилий, а вот чтобы что-то доказать, для этого свою речь приходится возводить на более новый, качественный уровень. Такая непонятливость ровесников, положительно сказывается на развитии речи, в общем.
Конечно же, общаясь с взрослыми, дети обучаются правильной речи, имея достойный образец для подражания, и только взрослый может помочь ребенку овладеть речевыми нормами. Но чаще всего усвоенные понятия и слова находятся в пассиве у ребенка, не имея возможности для применения. Зная много новых слов, речевых оборотов, ребенок не употребляет их, так как в этом нет необходимости. Для того чтобы все достижения ребенка стали активными, нужны специальные условия. Какие же? Ну, например.
Взрослые понимают своего ребенка с полуслова, им не нужно что-то объяснять, применяя специальные слова, они и так все поймут и войдут в диалог. А вот сверстники, не настолько внимательны и понятливы, чтобы сразу понять суть дела. Если взрослому достаточно взглянуть на малыша, чтобы понять, что он чем-то обеспокоен, недоволен, то сверстнику это нужно объяснять всеми способами. Для того чтобы уловить желание товарища, ребенок не будет угадывать что ему нужно, он будет только слушать что ему скажут. Вот именно поэтому крайняя потребность быть понятым, услышанным, и делает речь детей связной, понятной и развитой.
Дошкольникам, плохо владеющим связной речью, бывает трудно наладить игру со сверстниками, так как они остаются неуслышанными. Содержательное общение
- это обязательное условие для адаптации в коллективе, дружбы с ровесниками. Американские ученые, после проведенных исследований, заявили о том, что дети, которые не общались с ровесниками до школы, имеют менее развитую речь, менее общительны и малоразговорчивы. В то время как остальные школьники не испытывают трудностей в речевом общении.
Вот имея такую информацию, можно сделать вывод, что именно сверстник является тем необходимым условием, при котором пассивная речь ребенка становится активной. Актуализация всех речевых возможностей ребенка происходит при частом общении, играх со сверстниками. Ведь для того, чтобы быть понятым и услышанным, ребенку необходимо постараться.