Работа с неговорящими детьми
Прежде всего, нужно знать, что работа с неговорящими детьми должна начинаться с их родителей. А ведь родители по-разному смотрят на ситуацию, когда их трехлетний малыш молчит. Одни объясняют это наследственностью, мол, ничего страшного нет, у кого - то тоже кто-то поздно начал говорить (мама, папа, тетя ребенка и так далее). Другие же носятся по экстрасенсам и бабушкам – заговорницам, в надежде, что все разрешится за один сеанс.
Конечно, многие дети могут начать говорить после трех лет, но эта задержка никак не должна объясняться ленью малыша или еще чем – то. Она должна насторожить родителей, хотя бы тем, что это идет вразрез с возрастными общими нормами.
А есть другая категория родителей, которая не может признать, что у детей есть разные стартовые возможности и пытаются выжать из малыша слова разными способами. Они много читают разной литературы, пробуют методики, говорят что «мы не сюсюкаем, ходим в школу развития. Лепим, рисуем, а он все молчит». Таким родителям нужно сказать, что нагружать ребенка непосильной информацией не стоит, от этого результат не придет. Ведь один малыш начинает ходить уверенно и самостоятельно очень рано, а второй осторожничает, опираясь ручкой о стену.
Во время разъяснительной работы с родителями, после проведенных бесед, было составлено ряд рекомендаций и советов.
Советы родителям неговорящих детей.
Разговаривайте с ребенком всегда, мотивируйте на продолжение вашей речи, выводите на диалог. Комментируйте то, что происходит вокруг, окружает вас. Объясняйте ребенку все, что вы делаете, когда одеваетесь на прогулку, когда гуляете. Слова произносите четко, терпеливо, не бойтесь повторений.
Повторяйте с ребенком неоднократно то, что он уже усвоил. Используя простые конструкции, развивайте понимание обращенной речи. Например, «дай мне ручку. А где у тебя ножки, покажи» и так далее. Хорошо будет перед сном петь малышу колыбельные песенки, регулярность и устойчивый репертуар будут способствовать их запоминанию и повторению. Постарайтесь вызывать у ребенка желание вам подражать, если вы удивляетесь, то попробуйте вмести с ним произнести « ух, ты!». Эмоциональные выражения, всегда вызывают у детей заинтересованность и желание повторить. Читая первые сказки и рассказы, можно сокращать текст в границах понимаемого ребенком, чтобы он мог его запомнить и усвоить. Телевизионные просмотры необходимо свести к минимуму, так как они не побуждают к речевому диалогу, ведь от ребенка не требуется участия собеседника, а только слушателя.
Желательно чтобы во время бесед о том, что ребенок отстает в речевом развитии, он сам не присутствовал. Да и сами старайтесь не комплексовать, что у вас такой неразговорчивый малыш, ведь у каждого свои сроки развития, так что раздражаться и переживать не стоит. Учить ребенка соотношению размеров (большой – маленький), различию предметов по цвету, можно начинать даже тогда, когда он не говорит, все равно он будет запоминать и стремиться показать вам то, что знает. Очень полезными станут массаж ладоней и пальцев, это поможет в стимуляции необходимых речевых зон.
Работа логопеда.
Как и вся коррекционная работа, работа с неговорящими детьми начинается с установления контакта. Очень важно на первых порах не настаивать на активности ребенка, чтобы не отпугнуть его и не отвернуть от занятий. Лучше всего начать с игры, которая заинтересует ребенка и вовлечет в непринуждённый диалог. Простые игры на привлечение к действию «пожалей куклу», «поставь автобус в гараж», заинтересуют ребенка и помогут установить необходимый для занятий контакт.
Занятия ведутся по нескольким направлениям:
-
на понимание обращенной речи и выполнение простых инструкций « покажи глазки», «где нос»;
-
эмоциональная заинтересованность ребенка используется для побуждения к речи;
-
побуждение к речи через проявление интереса «а что там»; для работы используются коробочки, игрушки в сухом бассейне;
-
развитие речевого слуха, работа над артикуляционной моторикой, расширение пассивного словаря, формирование умения передавать простые ритмы;
-
развитие памяти, зрительного внимания;
-
развитие сенсорного комплекта (цвет, размер, форма, количество); При хорошем уровне речевой мотивации, начинается работа по развитию номинативного и глагольного словаря. Первые успехи вселяют уверенность в ребенке, и после осознанных, хорошо произнесенных первых слов, дети начинают быстрее говорить. Участие ребенка в утренниках, позволяет придать силы и усилить мотивацию речевых занятий. Утренник становится своеобразной тренировкой для начинающих говорить свои первые слова.