Развитие мелкой моторки у детей с различными нарушениями речи
Речь человека и ее развитие, тесно связана с движениями еще исторически. Первые знаки общения людей были в виде жестов, развитие функций руки и жестов происходило параллельно. Почему часто человек, не находя нужных слов, помогает себе жестами? Или ребенок, старательно выводя буквы, высовывает кончик языка? Всему этому есть объяснение.
Ход развития речи ребенка происходит вместе с уровнем развития тонких движений пальцев рук, ведь от степени тренировки движений пальцев зависит и совершенствование речи. В связи с этим есть основания рассматривать кисть руки как артикуляционный аппарат и еще одну речевую зону мозга.
Упражнение по развитию мелкой моторики могут проводить сами родители, воспитатели, логопеды. Для этого необходимы систематические занятия, на выполнение достаточно сложных упражнений по несколько минут. Упражнения должны быть такими, какие в обычной жизни пальцы наших рук не выполняют. Нагрузка упражнений при этом оптимальна, с большой амплитудой движений. Такая тренировка, руки, пальцев дает хороший, видимый результат: кисти пальцев становятся координированными, точными, рука ребенка готова к письму.
Систематическая работа над совершенствованием тонких движений пальцев рук, это было подмечено учеными, повышает работоспособность коры головного мозга. Таким образом, у детей улучшается зрение, слух, повышается внимание, совершенствуется речь.
Если у ребенка хорошо развита мелкая моторика, можно сказать, что он готов к обучению в школе и выполнению заданий. Такой дошкольник имеет хорошую память, может сосредоточиться, логически рассуждает, пользуясь связной речью.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению, напрямую связана с развитием мелкой моторики. Учителя отмечают сложность в овладении навыками письма у тех детей, которые имеют недостаточно хороший уровень развития мелкой моторики. Техника письма требует хорошо развитого зрительного и произвольного внимания, координированных движений руки.
Чтобы овладеть навыками письма, обязательно необходима функциональная зрелость коры головного мозга. В дошкольном возрасте очень важно уделить достаточное внимание развитию мелкой моторики, развитию двигательного и практического опыта, ручной умелости, зрительного восприятия. Если будут соблюдены все условия, то овладение письмом пройдет успешно и без особых трудностей.
Но стоит отметить, что для дошкольного возраста необходимо именно готовить руку к письму, а не обучать письму. Слишком раннее обучение может привести к неправильной технике письма. Именно в старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание соответствующих зон головного мозга и в этот период, умение выполнять манипуляции с мелкими предметами достигает хорошего уровня.
Что должно насторожить родителей дошкольника? Обратите внимание на то, как ребенок рисует, поворачивает ли он лист во время закрашивания, штриховки. Если это так, и предметы, нарисованные им, мелки - это может говорить о слабой тренировке пальцев руки и о жесткой фиксации кисти. Предложите ребенку нарисовать окружность (по образцу) примерно диаметром в три сантиметра и посмотрите, как он выполнит это задание. Если кисть действительно жестко фиксируется, то задание правильно ребенок не выполнит. Будет нарисован овал, либо же рисунок будет нарисован в несколько этапов.
Работу по развитию мелкой моторики рук, желательно начинать проводить с самого раннего возраста. Для этого еще в младенческом возрасте проводится массаж пальцев, который воздействует на кору головного мозга, затем всем известные упражнения «сорока», которые также полезны для развития кисти руки. А элементарные навыки самообслуживания, такие как застёгивание пуговиц и шнуровка, вообще являются универсальными упражнениями для совершенствования мелкой моторики.
Возможность познавать окружающий мир у человека происходит в тесной связи с развитием рук. Это со стороны может казаться, что взять предмет очень просто, но это требует от маленького ребенка определенных умений, опыта. Ведь в первые месяцы жизни младенцы не могут совершать осознанных, координированных движений, все действия имеют безусловно – рефлекторный характер.
И только воспитание и обучение взрослыми, дает почву для возникновения целенаправленных, преднамеренных действий.