Насколько важно не игнорировать вопросы ребенка?
Доказывать, что отвечать на вопросы ребенку очень важно, нет смысла. Все мы знаем, что получить информацию, почему идет дождь, снег, почему осень, весна и так далее, ребенок может только от взрослого. Ответы взрослого рассказывают ребенку о моральных нормах, о правильном поведении в обществе, чем обогащают представление маленького человека об устройстве мира, об окружающей среде, расширяя границы его воображения. Мир, в котором ребенок живет, но не имеет возможности его потрогать, почувствовать - очень притягивает, вызывает любопытство, поэтому очень важно не нарушить эту любознательность и стремление познавать игнорированием вопросов.
Отвечая на вопросы ребенка, взрослый вызывает желание у него спросить еще, ведь получая ответ на один вопрос, сразу же возникает другой, который исходит из первого. Ведь вопросы возникают даже тогда, когда уже знаешь что-то о предмете разговора, но хочется эти знания дополнить, объяснить непонятное. Этим особенно и важно речевое познавательное общение, которое приносит удовлетворение ребенку, продолжает пробуждать пытливость, развивает стремление понять и постичь окружающий мир.
Задавая вопросы взрослому, ребенок стремится не только постичь неизвестное, но и в большей мере стремится удовлетворить свои потребности в уважении взрослого. Ему необходимо убедиться, что взрослые, кроме заботы и внимания, способные еще и уважать его. Детей очень сильно обижает, когда их считают глупыми, игнорируют их мнение, вопросы, ругают за излишнюю болтливость. А вот любая похвала, наоборот, вызывает радость и прибавляет уверенности в себе.
Оказывается, что дети разных возрастов, по-разному реагируют на замечания. В одном из исследований удалось выяснить, как относятся дети разного возраста к высказываниям и оценкам взрослых. Дети выполняли простые задания под руководством старшего, например, построить дом из кубиков, отобрать нужные картинки. Взрослый периодически помогал детям, делал замечания в вежливой форме. Оказалось, что детей трех лет, замечания не волновали вообще, они не реагировали на них, продолжая увлеченно выполнять задания, не беспокоясь о том, как их работу оценивает взрослый. Дети пяти лет, напротив, после нескольких замечаний хмурились, у них портилось настроение, отворачивались от взрослого, а если замечаний становилось больше, отказывались выполнять задания дальше. Отношение к оценке взрослого, у детей шести – семи лет оказалось уже более выдержанным, деловым и спокойным. Шестилетки старались исправить свои действия и не обижались на оценки старшего.
Таким образом, был выявлен возраст детей, которым особенно важна поддержка, мнение взрослого и есть острая потребность в похвале. Уважительное отношение к интересам ребенка, подробные ответы на его вопросы, позволят удовлетворить эту потребность в полной мере.
Почему же так необходимо давать ответы на вопросы дошкольников:
- ребенок получает новые знания;
- обогащается представление о внешнем окружающем мире;
- развивается любознательность, пытливость, ум;
- удовлетворение потребности в уважении старшими.
Ответы взрослого человека, проходят определенное преломление в понимании ребенка. Ребенок усваивает ту часть информации, которую он понял, и которая ему была нужна. Кроме того, дети разных возрастов имеют разную степень критичности.