Уровень речевого общения ребенка со взрослыми
Именно общение может нам сказать об уровне развития речи ребенка, о его широте представлений об окружающем мире. Это необходимо знать, чтобы предотвратить появление возможных трудностей в обучении.
Исследования под руководством А.И. Лисиной, показали, что в процессе взросления, дети начинают общаться по-другому. Их начинают привлекать не просто разговоры о конкретной ситуации, а именно познавательное общение. Такие беседы проходят в виде вопросов - ответов и часто касаются непонятных тем для ребенка.
Стремление познавать не только окружающий мир, но и мир людей, воплощается в личностном общении. Дети интересуются всем, что им интересно на данный момент – это профессии, люди, отношения, характеры. Разговор уже не сводится к рыбкам и птицам, а ведется в направлении дружбы, своего будущего. Очень интересны темы с кем дружить, что правильно, а что нет, кто хороший, а кто плохой. В этом случае взрослый интересен ребенку не как человек, который знает ответы на вопросы, а как личность. И особенно важно для ребенка в эти моменты бесед, чтобы его мнение совпадало с мнением взрослого. Если ребенок способен на такое личностное общение, это говорит о том, что он понимает роль человека в разных ситуациях: дома, на работе, в магазине.
Способность к личностному общению говорит о больших достижениях в психологическом развитии ребенка. Поэтому очень важно установить у школьника уровень речевого общения с взрослыми. В шесть лет ребенок должен уметь не только играть со своими игрушками, но и вступать в разговор со взрослыми поддерживая содержательную беседу. Если же высказывания ребенка сиюминутны и не имеют продолжения, можно говорить о некоторой задержке речевого общения. Чаще всего такая задержка не бывает очевидной, чтобы ее исключить или подтвердить проведите с ребенком такое занятие.
Предложите ему почитать новую книгу, поиграть с игрушками или просто поговорить. Если он выберет игру - то, скорее всего ему предпочтительнее ситуативно – деловое общение, если выбор упадет на совместное прочтение книги, это означает, что ребенок стремится к познавательным контактам. Выбор занимательного разговора, говорит о высоком уровне личностного общения.
Есть еще один способ определить уровень личностного общения у детей в процессе игры. Для этого во время совместной игры, нужно разговаривать с ребенком о действиях предметов, не забывая отмечать и оценивать действия ребенка. Анализировать нужно то, как ребенок общается во время игры с партнером, ориентируется ли он на партнера, способен ли к игровому сотрудничеству.
Чтение книг не должно ограничиваться только прочтением, обязательно должна быть беседа по рассказу, обсуждение, ответы на вопросы, перечисление персонажей и их характеристики. Для взрослого предстоит задача выяснить насколько ребенок увлечен прочитанным, задает ли сам вопросы по существу, не отклоняется ли от темы. Если 5-6 летний ребенок во время прочтения и обсуждения все же пытается сменить тему беседы, смотрит по сторонам, это говорит о том, что данным видом общения он пока не овладел.
Есть, конечно, много и таких детей, которые не проявляют интерес к взрослым, но у них достаточно хорошо развито общение на познавательные темы. Просто ребенок не умеет и не хочет рассказывать о себе. Чтобы выяснить способности к личностному общению, попробуйте завязать с ребенком непринуждённый разговор об его увлечениях, какие книги нравятся, чем хороши его друзья и так далее. Если есть любимый сказочный персонаж спросить, почему именно он заслужил внимания малыша, пусть назовет положительные или отрицательные качества героя. В это время взрослый не должен оставаться в стороне от разговора, он может тоже выразить свое отношение, дать свою оценку событиям, героям, персонажами просто знакомым ребенку людям. Темы личностного общения могут быть различны, но все они затрагивают не предметную тематику, а тему отношений, качеств, поступков людей.
Определяя уровень развития личностного общения ребенка со взрослыми, нужно взять на заметку то, как ребенок ведет себя во время разговора со старшими, и во время игры. Если он активен и оживлен во время того, как он играет, а смущается когда задают вопрос, то это говорит что такой ребенок еще не готов к личностному общению.
Нужно ли привлекать детей к такому виду общения? Насколько это необходимо? Да, нужно. Для этого проводятся специальные занятия, которые помогут ребенку постичь азы такого общения. Взрослый в этом случае берет на себя роль образца. Он будет показывать ребенку как нужно общаться, моделируя ситуации и оказываясь примером для ребенка на данном этапе. Во время первого занятия необходимо выбрать тот тип общения, который предпочтителен для ребенка. Если это игра, то взрослый возьмёт на себя ответственность того, кто будет распределять роль во время игры, следить за правильностью выполнения условий игры, но в тоже время, играя на равных.
В ходе таких игр будет формироваться способность ребенка общаться на познавательные темы. Взрослый, например, играя в детское лото с картинками, будет поощрять ребенка за интересные вопросы и любое проявление любознательности. Во время лепки, конструирования, можно попросить ребенка оценить свои работы, какая получилась особенно хорошо, почему именно она нравится. Самое главное, это привлечь ребенка к оценке своих достижений и умений. На примере прочитанных книг, можно побеседовать с ребенком о героях, их положительных и отрицательных качествах, постепенно перенося разговор на личностные темы, близкие ребенку (жадность, доброта, упрямство).
Через два месяца таких занятий, как показывает эксперимент, наблюдаются существенные изменения в общении детей. Возрастает число активных личностных высказываний, обсуждаемые темы выходят за пределы личностной ситуации. Это говорит о том, что ребёнок овладел искусством личностного общения.