О причинах нарушения речи у детей
Считается, что речевое развитие ребенка в норме тогда, когда он к пяти – шестым годам овладевает правильным произношением всех звуков. Так называемое возрастное косноязычие к этому возрасту перестает проявляться. Если же этого не происходит и речь ребенка изобилует аграмматизмами, неправильным согласованием слов, и нечетким звукопроизношением, можно говорить, что есть причины, которые не дают возможности речи достичь необходимой степени развития. Такие дефекты произношения звуков требуют немедленной помощи квалифицированных специалистов.
Если в младшем садовском возрасте часто встречаются физиологические нарушения звукопроизношения, связанные с незрелостью речевого аппарата, то по мере его созревания, происходит совершенствование звуков, приближаясь к взрослому звукопроизношению.
Для того чтобы возрастное косноязычие не закрепилось и как можно быстрее исчезло, необходимо, чтобы речь взрослых, которые окружают ребенка, была правильная, четкая, не поспешная. Овладевая правильным произношением звуков, ребенок всегда подражает взрослым, поэтому образец для подражания должен быть идеальным. При его отсутствии процесс усвоение правильной артикуляции звуков будет затруднено. Известные случаи «семейной картавости» подтверждают это суждение. Дети, подражая взрослой речи, перенимают ее особенности. Еще одним недопустимым поведением взрослых, является «сюсюкающая» речь, когда у ребенка отнимают этот образец для подражания и еще лишают стимула овладеть правильной речью, ведь взрослых так потешает его милый говорок!
Если к шести годам ребенок не овладел правильной речью, можно говорить о какой - либо патологии. Причины ее могут быть различны:
- неблагоприятные воздействия на плод во время развития в утробе матери;- возможные последствия сложных родов;
-ранние заболевания младенца, особенно в первые месяцы жизни. Негативные последствия перенесенных менингитов, желудочно-кишечных заболеваний;
-
сотрясения мозга, другие травмы черепа;
-
врожденные дефекты речевого аппарата: короткие подъязычные уздечки, неправильная форма зубов верхней и нижней челюстей, несращение верхней губы, мягкого и твердого нёба, наследственные факторы;
-
педагогическая запущенность в условиях неблагоприятной социально – бытовой среды;
-
нарушение эмоционально – волевой сферы;
Чаще всего, поражение головного мозга в утробе матери происходит под воздействием различных интоксикаций, инфекций. Плод, в период его созревания, в зависимости от того, какие именно отделы нервной системы формируются и подвергаются негативному воздействию, может получить нарушение речевых, двигательных, интеллектуальных функций. Часто причиной недоразвития мозга или его повреждения являются токсикозы во время беременности, токсикозы, кислородное голодание, заболевания ЦНС, несовместимость крови матери и плода.
Таким образом, речевые нарушения, в том числе и ОНР (общее недоразвитие речи) чаще всего объясняется наследственными факторами, вредными воздействии на плод во время беременности матери, и в случаях педагогической запущенности. Такие нарушения речевого развития могут приобрести устойчивый характер, если эти факторы сочетаются с органической недостаточностью нервной системы, генетической предрасположенностью.